Управление логистикой

 

www.parus.ua > Продукция > Для крупных предприятий (ERP-система) > Управление логистикой

Управление логистикой

Парус - Управление логистикойВ последние годы в сфере товарного оборота ряда стран произошли существенные изменения, в хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной практики - логистику.

Важнейший аспект логистики - возможность влиять на стратегию и тактику работы предприятия и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на ее конечные цели. Основное направление в определении логистики связано с функциональным подходом к товародвижению, то есть управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.

Логистика - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там (если это производственное предприятие) и покидающего это предприятие потока материальной продукции (материалов, сырья и т.п.) и соответствующего ему информационного потока с целью оптимального, например, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия.

Логистика имеет несколько функциональных областей или, другими словами, имеется несколько видов логистики: закупочная, запасов и сбытовая. Соответственно, в логистической цепи, то есть пути, по которому проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка товаров, их хранение (складирование) и реализация.

Факторами, обуславливающими бурное развитие логистики, в настоящее время являются:

ЗАКУПКИ, СКЛАД, РЕАЛИЗАЦИЯ

В процессе управления закупками и реализацией товаров в Системе формируются два встречных информационных потока - о товарах и финансах. Каждый из этих потоков имеет плановую и фактическую составляющую. Система обеспечивает план-факт-контроль и анализ логистического потока.

Для оперативного контроля и анализа равнодействующей этих потоков по каждому контрагенту они сводятся вместе в лицевом счете. Важной функцией подобного счета является контроль получения/отпуска товаров, а также отправки/получения денежных средств в соответствии с установленными графиками поступления/отпуска товаров и платежей. Этот контроль осуществляется по трем группам сумм, совокупность которых отражает полную картину состояния взаимных расчетов с контрагентом:

Плановые и фактические суммы отражают оперативную информацию по лицевому счету об ожидаемых и совершенных поступлениях/отгрузках товаров, а также об ожидаемом и фактическом поступлении/ отправке денежных средств. На основании этих сумм автоматически формируются исходящий плановый и фактический остатки по лицевому счету, отрицательные значения которых указывают на плановую и фактическую задолженность контрагента по отношению к Вашей организации, а положительные - на задолженность организации контрагенту.

Лицевой счет содержит также сумму лимита кредита, которая предоставляется покупателю для оплаты закупок товаров. Если покупатель исчерпал сумму, внесенную для оплаты закупок (при этом исходящий остаток становится отрицательным), то он может закупать товары в счет лимита кредита. Превышение лимита кредита допускается, но при этом Система предупреждает о подобной ситуации.

Исходные данные лицевого счета формируются вручную или на основании этапа договора, к рас-смотрению которого мы сейчас и перейдем.

Учет и контроль исполнения взаимных обязательств сторон, возникающих после заключения контрактов на покупку и продажу товаров, ведется при помощи договоров, каждый из которых содержит список этапов, которые, в свою очередь, характеризуются графиками поступления (отпуска) товаров и платежей. При регистрации этапа договора в Системе автоматически формируется лицевой счет контрагента. Кроме того, на основании этапа договора Вы можете сформировать любой из документов, связанных с его исполнением: приходный ордер, счет на оплату, распоряжение на отгрузку потребителю, накладную на отпуск потребителю, плановый платеж и фактический платеж, приходную накладную и т.п.

В договоре автоматически формируются три группы сумм (аналогичных суммам лицевого счета), совокупность которых отражает полную картину состояния взаимных расчетов с контрагентом по данному договору.

Таким образом, функции регистрации, контроля и анализа логистического потока сконцентрированы: в лицевом счете (для отдельного контрагента) и/или в договоре.

ФУНКЦИИ ПРИЛОЖЕНИЙ ЛОГИСТИКИ

Все приложения логистики обеспечивают учет товаров по партиям с точностью до модификаций и упаковок.

Приложение "Закупки" обеспечивает учет (формирование):

Приложение "Склад" - это:

Приложение "Реализация" - инструмент управления торговыми операциями для:

Приложения логистики обеспечивают также:

Все приложения логистики обеспечивают многовалютный учет. В рамках логистики в Системе реализован персо-нальный ситуационный центр, который служит средством анализа товарных потоков (в разрезе групп и партий товаров с возможностью детализации до каждого наименования товара) и предназначен для оценки текущего состояния компании. Для анализа используются первичные документы и агрегированные данные различных учетных регистров.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНТЕРФЕЙС ПРИЛОЖЕНИЙ ЛОГИСТИКИ

Входящие счета-фактуры формируются в приложениях логистики вручную или по данным приходных ордеров, а исходящие - по товарно-транспортным накладным на отпуск потребителям. Далее они могут быть отработаны в бухгалтерском учете. Отметим, что счета-фактуры могут быть сформированы и непосредственно в приложении Бухгалтерский учет".

Товарные отчеты формируются по одному складу и одному материально-ответственному лицу за определенный период времени на основании зарегистрированных в Системе приходных ордеров, товарно-транспортных накладных и актов списания/оприходования излишков. Точно так же, как и счета-фактуры, они могут быть отработаны в бухгалтерском учете.

По данным плановых платежей создаются распоряжения на оплату, на основании которых формируются платежные документы: банковские и кассовые. При отработке платежного документа в бухгалтерском учете автоматически регистрируется запись о фактическом платеже.

Финансовая выписка представляет собой выборку из журнала учета хозяйственных операций за некоторый период времени, сделанную по определенным правилам. Благодаря такой выписке пользователь приложения логистики получает возможность отследить про-хождение отработки платежных документов, поступивших в бухгалтерию, и сформировать фактический платеж, "закрывающий" полностью или частично соответствующий плановый платеж.

Информация о плановых/фактических платежах и отгрузках используется в приложении "Финансовое планирование" для планирования и управления дебиторской/кредиторской задолженностью, а также для оперативного планирования (в последнем случае - данные только о платежах). Обратите внимание, что хотя подобная информация может передаваться "в обе стороны", фактическое распределение возможностей по регистрации новых или исправлению старых записей о платежах и отгрузках, например, между финансовым сотрудником и менеджером по продажам, обеспечивается универсальным механизмом разграничения доступа пользователей к функциям Системы.

БИЗНЕС-ПРОЦЕДУРЫ ЛОГИСТИКИ

Занимаясь закупками, хранением и реализацией товаров, Вы вступаете в товарно-денежные отношения, многообразие которых невозможно описать одной универсальной схемой типа "товар - деньги - товар". С одними клиентами удобнее работать по предоплате, с другими - с оплатой по факту, кто-то из покупателей может попросить зарезервировать для него товар на складе на несколько дней. В организациях, которые занимаются, например, реализацией, мо-гут применяться различные способы управления потоками товаров: в одних случаях товары могут отгружаться клиенту сразу, в других случаях отгрузки товаров могут сначала планироваться на длительный срок, а затем выполняться в несколько этапов.

Приложения логистики позволяют организовать работу по большому количеству типовых схем, которые охватывают практически все реальные ситуации, с которыми Вам приходится сталкиваться при закупке, хранении и реализации товаров. Рассмотрим некоторые из этих схем подробнее.

Чтобы организовать работу по схеме с предоплатой (см. п. 1.1), удобно задать в лицевом счете клиента сумму лимита кредита: Система автоматически выполняет контроль над превышением этого лимита. Для работы по этой схеме предусмотрена возможность формирования платежей и расходных накладных на основании счетов на оплату. При этом между соответствующими документами устанавливаются связи, с помощью которых в счете на оплату автоматически отражается актуальная информация об отгруженных товарах и об оплате.

Для работы с оплатой по факту (2.1) в Системе имеется возможность формирования счетов на оплату на основании расходных накладных, а платежей - по счетам на оплату. В схемах 1.1 и 2.1 предполагается, что в Системе регистрируется только фактическая отгрузка товара покупателю (расходные накладные). Однако Вы можете учитывать не только фактическое, но и плановое движение товаров с выпиской распоряжений на отгрузку товаров (1.2, 2.2), которое послужит Вам напоминанием о том, что конкретный клиент ожидает отгрузки некоторого количества определенного товара. Это позволит Вам более гибко и рационально управлять товарными запасами. Для удобства работы по этим схемам предусмотрена возможность формирования расходных накладных на основании распоряжений на отгрузку. При этом между соответствующими документами устанавливаются связи, с помощью кото-рых в распоряжении на отгрузку автоматически отражается актуальная информация о фактически отгруженных товарах.

Учет движения товаров в разрезе плана и факта ведется в журнале складских операций и в регистрах товарных запасов и лицевых счетов клиентов.

Учет платежей в Системе может вестись в разрезе плана и факта. Упомянутые выше схемы оперировали только фактическими платежами. Для учета движения плановых денежных средств служат плановые платежи (1.3, 2.3), благодаря которым у Вас всегда будет под рукой информация об ожидаемых поступлениях денежных средств от клиентов и расходах, что в конечном счете позволит Вам более эффективно распоряжаться своими средствами. Для работы по этим схемам в Системе предусмотрена возможность формирования плановых платежей на основании счетов на оплату, а фактических платежей - по плановым.

Учет движения денежных средств в разрезе плана и факта ведется в журнале платежей и в регистре лицевых счетов клиентов.

Описанные выше схемы имеют максимально простой вид. В заключение приведем в качестве примера

. Эта схема создана по правилам представления хозяйственных процессов предприятия по методу Гейна-Сарсона с использованием стандартных элементов:

наверх
Авторизация
Подiлитися 
 
РУС УКР