www.parus.ua > Продукция > Для бюджетных организаций и государственных учреждений > Статьи по практической помощи > Настройка словаря образцов хозяйственных операций

Версия для печати

Настройка словаря образцов хозяйственных операций

В процессе работы бухгалтер использует множество различных хозяйственных операций (ХО), причем большинство из них повторяется из месяца в месяц. Поэтому для облегчения работы в Системе используется словарь «Образцы хозяйственных операций». В нем находятся заготовки типовых хозяйственных операций, в которых поля, содержащие повторяющуюся информацию, заполнены, а поля, содержание которых меняется при каждой новой операции, остаются незаполненными. Образец готовится заранее и используется впоследствии при регистрации хозяйственной операции. При этом Система переносит все данные из такого образца (контрагенты, бухгалтерские проводки, реквизиты документа-основания и подтверждающего документа, особую отметку, проч.) в новую хозяйственную операцию. По расчетным формулам, заданным в образце, Система может вычислить суммы проводок в зависимости от общей суммы операции, от оборотов и остатков на определенных счетах (субсчетах), извлечь значения сумм из спецификаций документов.
Настройка словаря «Образцы хозяйственных операций» подразумевает следующие действия:

  1. выстраивание структуры тематических разделов и подразделов;

  2. регистрация самих образцов ХО.

Регистрация каталогов иерархии

Регистрация раздела осуществляется в панели, расположенной слева в окне. Она содержит иерархию разделов, представленных в виде дерева каталогов. Добавление раздела возможно только в том случае, если узел дерева, для которого выполняется действие добавления, не имеет привязанных к нему записей, либо этот узел является корневым. Под привязкой записей подразумевается, что если мы выбираем данный узел дерева, то в панели справа нет записей образцов ХО даже с очищенными условиями отбора (сброшенными фильтрами записей).
Добавление раздела выполняется путем вызова процедуры добавления из контекстного меню, либо путем нажатия клавиши <Insert>. Далее вводим наименование тематического раздела. Иллюстрация, наглядно показывающая как это происходит, есть в публикации по редактированию словаря «Организации и МОЛ». Данная операция является типовой для всех разделов Системы, предусматривающих наличие дерева каталогов.

Регистрация образцов хозяйственных операций

Для того, чтобы добавить или исправить образец хозяйственной операции, нужно в словаре «Образцы хозяйственных операций» выполнить следующие действия:

  1. Из главного меню выбрать пункт Словари → Образцы → Хозяйственные операции.
  2. В дереве каталогов слева выбрать тематический каталог, в котором должны размещаться образцы ХО, которые соответствуют определенной теме учета.
  3. Из контекстного меню, вызванного в верхней таблице, выбрать пункт «Добавить», или нажать на клавиатуре <Insert>.
  4. Заполнить форму добавления записи образца хозяйственной операции.

регистрация хоз операций

На первой вкладке формы («Заголовок») заполняются реквизиты заголовка хозяйственной операции. Обязательным является лишь поле Содержание операции. Остальные поля заполняются лишь по надобности.
Поля Префикс хозяйственной операции и Особая отметка можно использовать для особой идентификации хозяйственных операций, объединенных общими хозяйственными признаками.
Прочие поля данной вкладки заполняются по мере надобности, чтобы ускорить процесс формирования заголовка хозяйственной операции при использовании данного образца. О назначении полей можно прочитать во встроенной в Систему контекстно зависимой справке. Для вызова справки по заполнению формы нужно щелкнуть левой клавишей мышки на кнопке со знаком вопроса в верхнем правом углу формы, а затем на любом из полей формы, для которого нужно получить справку.

добавление спецификации

Вторая вкладка формы («Спецификации») предназначена для редактирования образцов бухгалтерских проводок, которые должны быть созданы при регистрации  хозяйственной операции на основе данного образца. Вкладку полностью занимает таблица, содержащая перечень образцов проводок.
Для открытия формы добавления проводки нужно из контекстного меню, вызванного в этой таблице, выбрать пункт «Добавить», или нажать на клавиатуре <Insert>.
Форма добавления проводки в спецификацию образца хозяйственной операции содержит две вкладки: «Спецификация» и «Правила формирования».
На первой вкладке выбираются со словаря «План счетов» синтетические и аналитические счета по дебету и кредиту. В проводке образца допускается оставлять незаполненным поле для счета либо по дебету, либо по кредиту, если данный образец будет использован для отработки документа, в спецификации которого можно ввести недостающий счет с аналитикой. Тогда недостающее значение счета будет перенесено из документа в проводку хозяйственной операции. Кроме номера счета в эти поля можно добавлять наименование специальных переменных, которые при создании хозяйственной операции будут заменяться вычисленными номерами счетов. Данная возможность предусмотрена для отработки записей определенных разделов Системы в учете. Более подробно об этом можно прочитать в контекстно зависимой справке, которая вызывается из данной формы.
Если выбран мультивалютный счет в дебете или кредите или один из счетов не указан вообще, то поле Код валюты станет доступным для редактирования, и значение которого можно заполнить из словаря «Наименования и курсы валют». В противном случае поле Код валюты будет пустым и недоступным для редактирования.
Группа полей, объединенных контейнером «Формулы», предназначена для ввода специальных выражений, которые позволят Системе рассчитать определенные значения, которые будут подставлены в соответствующие поля в проводке хозяйственной операции.
Поле Расчет количества номенклатуры будет доступно, если одно из полей для ввода номера синтетического счета по дебету или кредиту будет пустым или содержать номер счета с признаком материального учета, установленным в плане счетов. Если нужно подставить в проводку количество из документа или другого учетного раздела Системы, используется переменная K (латинская литера).
Поле Расчет суммы всегда доступно для редактирования. Здесь может содержаться выражение для расчета, состоящее из специальных переменных, функций, а также составных выражений из них. Подробно о допустимом синтаксисе таких выражений следует ознакомиться в контекстно зависимой справке Системы.

правила отработки хо

Третья вкладка формы («Правила отработки») предназначена для определения области применения образца хозяйственной операции, а также способа определения даты хозяйственной операции, которая будет создана на основании данного образца. Здесь содержатся две вложенные вкладки, содержащие ряд полей, в которых задаются различные характеристики, позволяющие гибко настроить область применения образца, характер обработки созданной операции в буфере формирования. Используйте контекстно зависимую справку Системы, чтобы подробно узнать о назначении каждой из таких характеристик.
Система также предполагает возможность увидеть все образцы для выбора при отработке документа или записи учетного регистра Системы, вне зависимости от настроенных ранее характеристик для привязки образца к определенной области применения. Для этого при отработке, в окне выбора образца хозяйственной операции, нужно нажать кнопку Подбор вручную. В этом случае для выбора будут доступны все существующие в словаре образцы хозяйственных операций. По умолчанию же отображаются только те образцы, которые соответствуют настроенным ранее характеристикам области применения, в зависимости от контекста вызова в процессе отработки.

© 2003-2017 Парус