www.parus.ua > Продукция > Для крупных предприятий (ERP-система) > Оперативный учет

Версия для печати

Оперативный учет в производстве

Решение задач планирования и учета на машиностроительном предприятии требует наличия в авто­матизированной системе информации о составе изделия и технологии его изготовления. Именно для ведения этой информации и формирования на ее основе документов планирования закупок материалов, покупных и комплектующих изделий (ПКИ), формирования цеховых подетальных планов производства и оперативного контроля исполнения производственных планов предназначен модуль «Планирование и учет в дискретном производстве».
База данных Системы ПАРУС-Предприятие 8 (далее Системы) содержит структуры для хранения спецификаций изделий и сборочных единиц, норм расхода основных и вспомогательных материалов и пооперационных норм времени. Функционал по управлению этой информацией позволяет интегрировать нашу Систему с CAD/CAPP/PDM/PLM  и MES системами при помощи обмена такими документами, как конструкторские спецификации и извещения об изменении спецификаций, технологические маршрутные карты и извещения об их изменении.
Совместно с другими модулями Системы: Управление закупками, складом и реализацией, Расчет заработной платы, Управление персоналом, Бухгалтерский учет, Планирование и учет в передельном производстве – модуль позволяет реализовать проекты по автоматизации на машиностроительном предприятии следующих бизнес-процессов:
  • Управление инженерными данными, в т.ч. ведение электронного архива КД и ТД.
  • Формирование производственных планов на основании договоров с заказчиками.
  • Планирование закупок материалов и ПКИ на основании производственного плана, спецификаций изделий и норм расхода материалов.
  • Формирование подетальных цеховых производственных планов.
  • Формирование маршрутных листов и оперативный контроль прохождения деталей и сборочных единиц в производстве.
  • Формирование на основании производственных планов и пооперационных норм времени сменных заданий. Расчет сдельной оплаты труды.
  • Расчет на основании производственного плана прямых затрат на производство.
  • Оперативный учет незавершенного производства.
  • Управление складом готовых деталей.
  • Управление процессом комплектования сборочного производства.
В рамках реализованного в модуле функционала заложена возможность интеграции с MES-системами, что позволяет решать задачи оперативно-календарного планирования в производстве, используя нашу Систему совместно, например, с системами: OMEGA Production, LIPRO и т.п.

Назначение

Модуль «Планирование и учет в дискретном производстве» (совместно с другими модулями Системы) обеспечивает:

  • Комплексную автоматизацию бизнес-процессов производственных предприятий: управление логистикой, производством, финансами, персоналом.
  • Сквозное прохождение бизнес-процессов:
    • от заявки потребителя через производство до заказа поставщику;
    • от поступления сырья через производство до отгрузки готовой продукции.
  • Готовность к работе на большинстве предприятий без доработок Системы.
  • Прозрачность для руководства текущего состояния сбыта, производства и закупок.
Модуль «Планирование и учет в дискретном производстве» отличается от модуля «Планирование и учет в передельном производстве» функциональными возможнос­тями, учитывающими особенности, например, машиностроительного предприятия:
 
 
Характеристика
Планирование и учет
в дискретном производстве
Планирование и учет
в передельном производстве
Тип производства
Дискретное
Передельное
Производство рассматривается
Как ресурсы
Как материальный поток
Объект планирования
Изделие, сборочная единица, деталь
Модель производственного процесса
Ресурсы определяются
Для изделия, сборочной единицы, детали
Для элементарного производственного процесса
 
 
Модуль «Планирование и учет в дискретном производстве» предназначен для автоматизации управления следующими функциями машиностроительного (приборостроительного) предприятия:
  • Материальное нормирование.
  • Трудовое нормирование.
  • Объемно-календарное планирование.
  • Технико-экономическое планирование.
  • Планирование потребностей в сырье и материалах.
  • Оперативный учет производства, контроль исполнения производственных планов.
Категории пользователей:
  • Персонал функциональных служб предприятия:
    • Производственный (производственно-диспетчерский, планово-производственный) отдел.
    • Планово-экономический (плановый) отдел.
    • Отдел труда и заработной платы (организации труда и зарплаты).
    • Бюро материального нормирования.
    • Отдел технического контроля.
    • Отделы материально-технического снабжения и комплектации.
    • Инструментальный отдел.
    • Отдел главного конструктора.
    • Отдел главного технолога.
  • Экономисты и бухгалтеры в цехах производственного предприятия.

 

 

Функциональные возможности

Управление конструкторскими спецификациями

Ввод или перенос из САПР спецификаций на изделия и СЕ, учет изменений, формирование состава и иерархии изделий
Раздел «Спецификации изделий» является учетным регистром.
  • Предназначен для учета спецификаций изделий в машиностроении и ведения истории их изменений.
  • Используется в расчетах потребности в комплектующих и материалах на плановый или фактический выпуск изделий. Может также использоваться для ведения состава изделий – при отсутствии специализированных систем автоматизированного проектирования (САПР), управления инженерными данными / жизненным циклом (PDM/PLM).
В качестве идентификаторов самого изделия и составляющих его комплектующих используется ссылка на «Материальный ресурс». Атрибуты комплектующих (раздел спецификации, обозначение, наименование и т.п.), необходимые в спецификации изделия, учитываются в материальных ресурсах.
Ведение раздела (начальное заполнение, корректировка) осуществляются:
  • загрузкой с последующей синхронизацией (средствами Репликации) из специализированных систем CAD/PLM;
  • отработкой «Извещений об изменении спецификации изделия»;
  • вручную.
На каждое изделие в разделе заводится только одна спецификация. Различные модификации состава изделия реализуются:
  • одновременно существующие модификации (разные исполнения изделия) – разными модификациями номенклатуры, то есть разными изделиями со своей спецификацией каждое;
  • последовательно возникающие модификации – изменением спецификации (с формированием соответствующей истории изменений).
В спецификации изделия возможны замены одних комплектующих на другие:
  • безусловная замена реализуется заданием нулевого количества по старой комплектующей и добавлением новой комплектующей (с формированием соответствующей истории изменений);
  • замена при определенных условиях осуществляется заданием новой комплектующей с определенными условиями производства (при этом старая комплектующая остается без идентификации условий производства).
Количество комплектующей, указываемое в спецификации, может задаваться не целым числом, например, тара на 20 изделий как 1/20 ящика на 1 изделие. Аналогичным образом можно указывать долю технологических потерь, например, 1.01 корпуса как 1 корпус на изделие и 1 корпус на 100 изделий (на испытания).
Альтернативные представления состава изделий (в виде иерархического дерева, ведомости спецификаций, групповой спецификации, ведомости покупных изделий, входимости и т.п.), в том числе и по ЕСКД, реализуются с помощью Пользовательских отчетов. При этом недостающие атрибуты отчетов (например, формат и зона для конструкторской спецификации) реализуются как Дополнительные свойства самого раздела или словаря материальных ресурсов.
 
 
Структура раздела «Спецификации изделий»
  • Заголовок
    •  Спецификация
      •  История изменений
  • В заголовке задается изделие (материальный ресурс), на которое формируется спецификация.
    • В спецификации указываются комплектующие (материальные ресурсы), входящие в состав изделия в настоящий момент, а также их количество.
      • В истории изменений хранятся количества комплектующих на даты в прошлом. История изменений формируется автоматически: при отработке «Извещений об изменении спецификации изделия», при ручной корректировке количества в спецификации.
Раздел вызывается:
  • из меню «Учет»;
  • из раздела «Материальные ресурсы» по фильтру текущей или помеченных записей;
  • из спецификации самого раздела по фильтру текущей или помеченных записей.
На основании спецификаций изделия и сборочных единиц, входящих в изделие, Система автоматически выполняет разузлование и формирует структуру изделия. Система не имеет ограничений по количеству уровней вложенности.
 

Материальное нормирование

Расчет или перенос из САПР норм расхода основных и вспомогательных материалов, учет изменений норм, учет замен материалов, формирование типовых отчетов и документов по нормам.

Раздел «Ведомости материалов и оснастки» является учетным регистром.
  • Служит для учета норм расхода (основных и вспомогательных материалов, технологической оснастки, изделий на технологические нужды), а также норм технологических отходов на изготовление изделий в машиностроении и ведения истории изменений норм (здесь и далее под изделием понимаются детали, сборочные единицы и готовые изделия).
  • Используется в расчетах потребности в материалах и оснастке на плановый или фактический выпуск изделий. Может также использоваться для ведения технологической документации – при отсутствии специализированных систем автоматизированного проектирования (САПР), управления инженерными данными / жизненным циклом (PDM/PLM).
Ведение раздела (начальное заполнение, корректировка) осуществляются:
  • загрузкой с последующей синхронизацией (средствами Репликации) из специализированных систем CAPP/PLM;
  • отработкой «Извещений об изменении ведомостей материалов»;
  • вручную.
Внешним идентификатором ведомости является ее обозначение по ГОСТ 3.1201-85. Ведомость регистрируется на изделие (материальный ресурс). При наличии в исходной ведомости нескольких изделий регистрируются отдельные ведомости по каждому изделию с общим обозначением. Ведомость удельных норм расхода материалов (на растворы, компоненты, покрытия и т.п.) регистрируется на фиктивный вид изделия (например, состав для обезжиривания).
Различные варианты применения материалов и оснастки реализуются:
  • одновременно существующие варианты (например, для изготовления образца и серийного изготовления) – разными условиями производства в общей ведомости или несколькими ведомостями для каждого условия производства;
  • последовательно возникающие варианты (совершенствование технологического процесса) – изменением ведомости (с формированием соответствующей истории изменений).
Внутри ведомости возможны замены одних материалов или оснастки на другие:
  • безусловная замена реализуется заданием нулевого количества по старому материалу/оснастке и добавлением нового материала/оснастки (с формированием соответствующей истории изменений);
  • замена при определенных условиях осуществляется заданием нового материала/оснастки с определенными условиями производства (при этом старый материал/оснастка остается без идентификации условий производства).
Альтернативные представления ведомости (в виде материальной карты, ведомости специфицированных норм расхода материалов и т.п.), в том числе и по ЕСТД, реализуются с помощью Пользовательских отчетов. При этом недостающие атрибуты отчетов (например, профиль заготовки) реализуются как Дополнительные свойства самого раздела или словаря материальных ресурсов.
 
 
Структура раздела «Ведомости материалов и оснастки»
 
  • Заголовок
  • Спецификация (строки ведомости)
  • История изменений
 
 
Раздел вызывается:
  • из меню «Учет»;
  • из раздела «Материальные ресурсы» по фильтру текущей или помеченных записей.

Трудовое нормирование

Ввод или перенос из САПР трудовых норм, их учет, учет изменений норм, расчет и учет расценок работ, формирование типовых отчетов и документов по нормам

Раздел «Маршрутные карты» является учетным регистром.
  • Служит для учета трудозатрат на изготовление изделий в машиностроении и ведения истории изменений трудозатрат.
  • Используется в расчетах потребности в рабочей силе на плановый или фактический выпуск изделий. Может также использоваться для ведения технологической документации – при отсутствии специализированных систем автоматизированного проектирования (САПР), управления инженерными данными / жизненным циклом (PDM/PLM).
Ведение раздела (начальное заполнение, корректировка) осуществляется:
  • загрузкой с последующей синхронизацией (средствами Репликации) из специализированных систем CAPP/PDM/PLM;
  • отработкой «Извещений об изменении маршрутной карты»;
  • вручную.
Внешним идентификатором маршрутной карты является ее обозначение по ГОСТ 3.1201-85. Маршрутная карта регистрируется на изделие (материальный ресурс).
На одно изделие можно зарегистрировать несколько маршрутных карт по методам обработки (механическая обработка, термическая обработка и т.п.).
Разные варианты трудозатрат реализуются:
  • одновременно существующие варианты (например, для изготовления образца и серийного изготовления) – разными условиями производства в общей маршрутной карте или несколькими маршрутными картами для каждого условия производства;
  • последовательно возникающие варианты (совершенствование технологического процесса) – изменением маршрутной карты (с формированием соответствующей истории изменений).
Внутри маршрутной карты возможны замены оборудования и трудовых ресурсов.
  • Безусловная замена реализуется заданием нулевой нормы по старому оборудованию/трудовому ресурсу и добавлением нового оборудования/трудового ресурса  (с формированием соответствующей истории изменений).
  • Замена при определенных условиях осуществляется заданием нового оборудования / трудового ресурса с определенными условиями производства (при этом старое оборудование / трудовой ресурс остается без идентификации условий производства).
Альтернативные представления маршрутной карты (в виде карты технологического процесса, технико-нормировочной карты, ведомости оборудования, ведомости технологических маршрутов и т.п.), в том числе и по ЕСТД, реализуются с помощью Пользовательских отчетов. При этом недостающие атрибуты отчетов (например, степень механизации, условия труда, количество исполнителей, количество одновременно изготавливаемых деталей и т.п.) реализуются как Дополнительные свойства самого раздела или словарей оборудования и трудовых ресурсов.
 

Формирование и контроль исполнения планов  и планирование потребностей

… в сырье, материалах, комплектующих, инструменте. Формирование документов на отпуск материалов в производство (лимитно-заборные карты, требования)

Планы производства (документы с типом «план») и отчеты об исполнении плана (документы с типом «факт») ведутся в разделе «Планы и отчеты производства изделий», который является документарным регистром. Раздел вызывается из меню «Документы».
Раздел служит:
  • для учета планов выпуска изделий / отчетов о фактическом выпуске изделий;
  • для расчета нормативной потребности / расхода материальных и трудовых ресурсов и ресурсов оборудования на выпуск изделий;
  • для расчета нормативного выхода и учета фактического выхода отходов производства;
  • для расчета нормативного расхода и учета фактического расхода изделий на технологические нужды (испытания, наладка оборудования и т.п.).
Спецификация производственного плана с состоянием, имеющим тип «план», может быть сформирована двумя способами:
  • добавлением элементов плана из словаря «Материальные ресурсы»,
  • формированием по заказам на производство.
Спецификация производственного плана с состоянием, имеющим тип «факт», может быть сформирована двумя способами:
  • добавлением элементов отчета из словаря «Материальные ресурсы»,
  • формированием по приходу из подразделений.
Расчет потребности в материалах, инструменте и ПКИ выполняется функцией «Сформировать потребность/расход ресурсов». Действие выполняется для текущего/помеченных производственных планов и отчетов, для которых еще не сформирован нормативный расход и выпуск. Расчет производится на основании данных специ­фикаций и ведомостей материалов и инструмента изделий, включенных в план.
Документы расхода материалов ведутся в разделе «Потребности и акты расхода производства изделий». Раздел является документарным регистром, вызывается из меню «Документы» и имеет следующую структуру:
 
  • Заголовок
  • Расход материальных ресурсов
  • Трудозатраты
  • Загрузка оборудования
На основании рассчитанной потребности в материальных ресурсах формируются заказы подразделений, использующиеся в модуле Управление закупками складом реализацией, как документы основания для закупки материалов и ПКИ и отпуска материалов и ПКИ в производство.
 
Расчет цеховых планов выполняется функцией «Сформировать планы подразделений». Расчет производится на основании данных специ­фикаций, данных о производственных циклах изготовления деталей и сборочных единиц (ДСЕ) и маршрутных карт.
 
В результате расчета формируются планы цехов и сетевой график запуска/выпуска СЕ, который выгружается в Microsoft Project.
 
Для оперативного контроля исполнения планов производства в Системе реализован функционал формирования документа «Маршрутный лист» и контроля исполнения операций маршрутного листа. Маршрутные листы формируются из планов производства функцией «Сформировать маршрутный лист».
 
Маршрутные листы ведутся в разделе «Маршрутные листы». Раздел является документарным регистром, вызывается из меню «Документы» и имеет следующую структуру:
  • Заголовок
  • Перечень операций
Заголовок маршрутного листа содержит данные о нормативном и фактическом расходе основного материала, а спецификация маршрутного листа  - нормативную и фактическую пооперационную трудоемкость.
Для контроля движения партий ДСЕ в производстве реализован в Системе функционал формирования и считывания штрих-кодов маршрутных листов и операций в маршрутном листе.
Из маршрутного листа могут быть сформированы следующие документы: приход ДСЕ из подразделения на склад готовых деталей, маршрутный лист на «отрыв от партии» и акт о браке.
 
На основании данных о фактическом исполнении операций маршрутного листа формируются данные нарядов сменных заданий, используемых в модуле «Расчет заработной платы».
 
Модуль «Планирование и учет в дискретном производстве» может использоваться как в комплексе с другими модулями Системы ПАРУС-Предприятие 8, так и совместно с учетными системами других производителей.
Комплекс модулей Системы ПАРУС-Предприятие 8 создает единое информационное пространство предприятия под управлением СУБД ORACLE, в которое включены системы САПР либо через механизмы синхронизации данных, либо через инструменты импорта/экспорта.
При использовании модуля совместно со сторонними учетными системами модуль решает задачи:
  • Интеграции учетной системы и САПР;
  • Формирования потребности в материалах и ПКИ на план производства и передачи потребности как документа плановой потребности в учетную систему;
  • Расчета плановой себестоимости изделий;
  • Формирования цеховых производственных планов;
Оперативного учета движения ДСЕ в производстве и передачу в учетную систему документов о фактических затратах, в части материалов, ПКИ и сдельной заработной платы.
© 2003-2017 Парус